Масленичные обычаи. игры на масленицу. обряды. мультфильм «на масленице»

Реклама
Раздел: Масленица. Русские блины 2-я страница раздела В настоящем разделе изложены обычаи, игры и кулинарные рецепты народной (языческой) Масленицы. Подробно о церковной православной Масленице см. в разделе:РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ,стр. Масленица (по-церковному «Сырная» («Мясопустная») седмица) О блюдах, истории, традициях русской кухни, обычаях застолья см. раздел: РУССКАЯ КУХНЯ — традиционные русские яства — РУССКИЕ БЛИНЫ, БЛИНЧАТЫЕ ПИРОГИ, ОЛАДЬИ, СБИТНИ, МЕДЫ, КВАСЫ, Домашнее ПИВО. МАСЛЕНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ Приложение к странице: м/ф «На Масленице» Уж каких только нет масленичных обрядов! И чучело надоевшей Зимы сжигают, и блины пекут, и в игры играют, и гаданиями всяческими занимаются! А все оттого, что введенная в XVI веке церковниками Масленица переняла традиции запрещенной церковниками языческой Комоедицы — древнего 2-недельного веселого славянского праздника встречи Весны в День весеннего равноденствия и начала древнеславянского Нового года. (См. Три Масленицы на Руси.) Но от древней Комоедицы осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. В наше время наиболее популярны блины с красной икрой. А вот почти до середины XIX века икру на Руси ели мало, полагая ее едой бедняков. Даже крестьяне позажиточнее икру не ели, предпочитая рыбье мясо. Икру обычно скармливали домашним животным — собакам и поросятам. Но в 1840-е годы стараниями тогдашних продвинутых медиков-диетологов икра вдруг стала очень популярным продуктом среди городских жителей, и в города потянулись бесчисленные обозы с икрой в бочках. См. стр. Какая бывает икра. ЧУЧЕЛО ЗИМЫ-МАРЕНЫ Многие ошибочно думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет — это не Масленицу сжигают, а надоевшую Зиму-Марену провожают! В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку сломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали ее «по-бабски» — в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню-масленицу. А после — сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу. Бывало, вместо чучела масленицы, возили в санях нарядную девушку или ярко накрашенную старуху, а в конце праздника вывозили сани за город и вываливали «пассажирку» в сугроб под всеобщий смех и улюлюканье, тем самым как бы «хороня Масленицу». СНЕЖНЫЕ ГОРОДКИ Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на «пеших» и «конных». «Пешие» занимают город, «конные» готовятся к нападению. Наконец, «конница», по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив «конницы», не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, «конница» берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с «осажденными» разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой. ПЕТРОВСКИЙ МАСКАРАД А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые. В 1722 году Петр великий дал в Москве невиданный маскарад: по столице длинной вереницею разъезжало множество судов различного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряженных шестью лошадями, шедшими гуськом, одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях ехал «Князь-папа», облеченный в мантию красного бархата, подбитую горностаем, в ногах его восседал Бахус на бочке. За ним — свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях, запряженных четырьмя свиньями. Шествие самого флота возглавлял Нептун, сидевший в колеснице с трезубцем руках, запряженной двумя сиренами. В процессии находился и «Князь-кесарь» Ромодановский — он занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. А в конце этой процессии следовала громада — 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля Фридемакера, спущенного на воду в марте 1721 года Петербурге. Он имел три мачты и вооружение до последнего блока! На этом корабле, везенном шестью лошадьми, восседал сам Петр I, в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал ими как бы на море. За эти кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, бывшей в костюме голландской крестьянки, а свита ее состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолою следовали настоящие участники маскарада, известные под именем «неугомонной обители». Они сидели в широких и длинных санях, сделанных наподобие головы дракона, и наряжены были журавлями, волками, лисами медведями, представляя в лицах эзоповы басни. Такое чудное и яркое маскарадное шествие через Тверские ворота протянулось в Кремль при пушечных выстрелах, где и закончилось великолепным фейерверком и пиршеством. Но после кончины Петра великого прекратились маскарады до воцарения Императрицы Елизаветы Петровны, которая очень любила наряжаться, так как к ней очень шел мужской наряд. КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них — то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая «стоя на лыжах». Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор — это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет. Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними — статуи из льда и снега. Вспоминая свое детство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: «В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы — они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «Дилижаны» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано — «С обоих концов — по разу». Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая… По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, — «Дилижаны», — на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие «Дилижаны» с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, «на корыте». Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…» МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Эта народная забава несколько раз упоминалась в «домострое», осуждающем ее как одно из «бесовских угодий», «богомерзких дел». Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей. С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара. Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: «Михайло Потапыч» или «Матрена Ивановна», «почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин». Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. Вечным спутником Михайло Потапыча был «коза бодатая», которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. «Коза» выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки. Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю «побороться». Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака. Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с «козой», выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или «козой». Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского «ловчего пути», так и «любители-непрофессионалы». Поскольку медведь — главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная «речь» (рев, ворчание) — все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина. Настоящие русские блины — блины гречишные. Рецепты настоящих русских гречишных блинов см. на стр.: О русских блинах, Масленице и русских обычаях. Основы блиноведения. ПЕТРУШЕЧНЫЕ КОМЕДИИ В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день. Успех Петрушки в одних случаях объяснялся злободневностью и сатирической направленностью сценок, в других секрет обаяния комедии видели именно в ее сценичности, в том, что формы игры здесь были незамысловатые, простые и понятные, поэтому они легко воспринимались широкими массами всех возрастов и всех уровней развития. Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременными деталями его внешнего вида были также горб или даже два горба. И длинный горбатый нос. КУЛАЧНЫЕ БОИ Еще одна масленичная потеха — кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами «на кулачках» — о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: «Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться». Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. Практиковался и бой «Стенка на стенку», когда запасных бойцов каждая «стена» уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой «сцеплялка — свалка», который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками «сцеплялки». БАЛАГАНЫ Центром праздничной масленичной площади были балаганы. Ведь балаганы — это главная притягательная сила, самое заманчивое, хотя далеко не всегда доступное увеселение. Балаганы — лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. Слово «балаган» первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение «временная, разборная торговая постройка». Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители их числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты. УЛИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ Хоть и холодно, но вкусно! Щедровский Игнатий Степанович. Уличный разносчик пирогов и извозчик, Эрмитаж. Щедровский Игнатий Степанович. Уличный разносчик сбитня, Эрмитаж. Щедровский Игнатий Степанович. Уличная разносчица молока, Эрмитаж. На Масленицу пекут не только блины, но и оладьи. Блинное меню уличной торговли, Москва, 2011 год. Блины хороши и с мёдом, и с солёными грибочками. МАСЛЕНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Поэтому в основе Масленицы лежит идея встречи-проводов, которая прослеживается во всех обрядах, будь то кукольные комедии или приготовление кулинарных блюд. Поминальные обряды К поминальным обрядам относится сжигание чучела, выпекание блинов и приготовление другой поминальной пищи. Такой, например, как рыба, которая в силу своей немоты осмысливалась в народной культуре как одна из ипостасей душ умерших. Да и снег тоже считался воплощением душ умерших, поэтому он использовался для гаданий, а блины на масленицу замешивались на талой снежной воде. С поминальным комплексом обрядов связаны и запреты на выполнение в этот период определенных хозяйственных видов работ, причем исключительно женских, таких как прядение и ткачество. Эти запреты объяснялись боязнью навредить незримо присутствующим рядом душам умерших людей. Особенно эти запреты касались вечернего времени, из-за чего все вечера на масленицу назывались святыми. Нарушение запрета грозило бедами и неприятностями не только для людей, но и для скота. Масленичные костры — это тоже поминальный обряд, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. То есть, русская масленица по сути своей является аналогом Хэллоуина, ведь целью обоих праздников является «задабривание» духов на целый год вперед. Брачно-семейные обряды Другой важнейший масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли и росту растений, обеспечивать будущий урожай. Молодоженам устраивали «смотрины», ставили их к столбам у ворот и заставляли целоваться у всех на виду, а женщинам, состоящим в браке первый год, устраивали испытания посложнее: например, запрягали их вместо лошадей в сани и заставляли с песнями и прибаутками катать подруг по селу. На масленицу теща приглашала молодых в гости «на блины» и должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене так же примаслился». Еще один масленичный обряд — наказание не вступивших в брак в виде подвешивания колодки: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую «половинку». С этой «парой» Наказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки. Земледельческие обряды Третий комплекс масленичных обрядов — это земледельческий комплекс. Все эти обряды связаны не с хлебными злаками, а с волокнистыми — льном и коноплей. К таким ритуалам относится катание с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься «на долгий лен». Лен и конопля — растения так или иначе связанные с женским трудом, поэтому в большинстве случаев масленица воспринималась как женский праздник, и в большинстве обрядов женщинам отводилась главная роль (золовкины посиделки, тещины блины и т.д.). ИГРЫ НА МАСЛЕНИЦУ Катание Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей — для того, «чтобы лен долгий, хороший вырос». Праздничная форма катаний — «наперегонки». Ритуальная игра Одна из обрядовых игр в Масленицу — » шелыга «(«хохлатая шелыга»). Ритуальные бесчинства — таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали. Сожжение чучела зимы Сожжение Масленицы — в последний день. «Хлам» и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). «ЧУЧЕЛО» — пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи» и кофте — ставили на дрова, сложенные «колодцем», и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:»Прощай, Маслена ерзовая!», «Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!» и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Конь и Всадник Цель — свалить противников на землю — хотя бы верхнего. Очень много от «коня» зависит. Целовальник Односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне. Тягание Парню или девушке к ноге привязывали «колодку» — кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставляли некоторое время ходить с ней. Чтобы отвязать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением. Масленичное гадание на блинах Если любимый объедался блинами с икрой, о нем судачили, что он надежен: способен обеспечить жену и детей всем необходимым, завести и приумножить хозяйство. Но в то же время он был суровым – ни на какую ласку будущей жене рассчитывать не приходилось. Если возлюбленный предпочитал блины с красной рыбой любой другой начинке, он обещал быть ласковым, нежным, добрым. Однако о его способностях хозяина и защитника говорить не приходилось – у него их попросту не было. Если избранник любил блины с творогом, он считался добрым и заботливым. Сметаной поливал блины человек без собственного мнения, очень зависящий от чужой мысли и позиции. Добавлял растопленное сливочное масло к блюду жених нежный и ласковый, способный на пылкие и глубокие чувства, однако не умеющий вести хозяйство. Посыпал сахаром блины любитель комфортной семейной жизни. Он обожает детей и предпочитает иметь их как минимум пятеро, однако об их воспитании он особо не заботится, доверяя это дело жене. Блины с яйцами предпочитают занудные и ворчливые мужчины. Они домоседы, скряги и не любители напрягаться, даже в постели. Блины с вареньем и медом любят красавцы, добряки, лидеры – они самые подходящие кандидаты в мужья, о которых говорится «золотая середина». См. стр. Какой бывает мёд. МАСЛЕНИЦА У ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН А вот что происходило на Масленицу в Польше. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также «кулиги» — катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу «дьявольским изобретением». Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый врасплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей «жертве». Вообще следует сказать, что зрелище «кулиги» было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы — в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, — ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали особые масленичные «фавории», т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый «жирный четверг» – масленичный четверг, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних. Пончики варшавские Пончики варшавские с розовой сахарной помадой. В изготовлении пончиков варшавские кондитеры стали настоящими виртуозами. Польские пончики считаются самыми вкусными в Европе. Раз в неделю специальный самолет доставляет груз горячих польских пончиков в Париж, где их высоко ценят любители. Ингредиенты: — Мука 500 г — Молоко 1/3 стакана — Желтки 8 шт. — Сливки 1/4 л — Дрожжи 60 г — Сахар 90 г — Ваниль — Растопленное масло 150 г — Сахарная пудра — Спирт 1 рюмка (можно взять 2 рюмки водки) — Соль 1/3 ч. л.         Приготовление       Для начала приготовляем опарное тесто из дрожжей, 100 г муки, 1 ст. л сахара и молока. Когда опара подойдет, положить в нее 400 г муки, желтки, растертые с 80 г сахара, чуть теплые (только подогретые, но не кипяченые) сливки, толченую и просеянную сквозь сито ваниль, растопленное теплое масло, соль и рюмку спирта. Можно также добавить натертую на мелкой терке лимонную цедру. Тесто старательно месить руками до тех пор, пока не будет отставать от рук и стенок посуды. Оно должно получится не очень крутое, блестящее и эластичное. Когда тесто поднимется, брать ложкой порции около 40 г, в руках формировать маленькие кружки, на середину класть 1/2 ч. л начинки, края слеплять. Делать шарики и класть швом вниз на посыпанную мукой салфетку. Подготовленные пончики накрыть чистой салфеткой и оставить для расстойки. Когда они увеличатся примерно вдвое, перышком или кисточкой осторожно смести с них муку и жарить партиями в сильно разогретом смальце в невысокой широкой кастрюле, чтобы они свободно плавали. Когда пончики подрумянятся снизу, их надо осторожно перевернуть. Готовые пончики осторожно вынуть, дать жиру стечь и еще теплые обильно посыпать сахарной пудрой, смешанной с ванилью. Еще один рецепт настоящих варшавских пончиков Ингредиенты: — 4 стакана муки — 2/3 пачки дрожжей — 1/2 стакана сахарного песка — 5 желтков и 3 яйца — щепотка соли — 100 г сливочного масла — цедра с 1 лимона — 1/2 стакана молока — столовая ложка рома, водки или коньяка — варенье — жир (лучше — смалец) для жарки         Приготовление       Дрожжи разотрите с ложкой сахара, разведите молоком. Желтки и яйца взбейте с сахаром добела. Замесите тесто из дрожжей, яиц и муки. Добавьте масло, соль, лимонную цедру, крепкий алкогольный напиток, еще раз вымесите тесто и поставьте подходить. Когда объем теста увеличится вдвое, раскатайте его на толщину пальца. Небольшим стаканом нарежьте кружки, выложите на них немного варенья (без сиропа), закройте другими кружками и соедините края. Чтобы при жарке края не подгорали, обрежьте их стаканом. Дайте пончикам минут 20 еще раз подойти, затем обжарьте в большом количестве смальца: пирожки должны быть погружены в жир наполовину. Когда одна сторона прожарится, переверните на другую и дожарьте. Готовые пончики вынимайте вилкой и посыпайте сахарной пудрой с ванилином. На стол угощение следует подавать горячим. Остывшие — уже совсем не то. А это изделие в Польше называется «пышка»: Приложение к странице: м/ф «На Масленице» Часть 1/2 : Часть 2/2 :